Китайское Ушу

Краткий экскурс в историю возникновения стилей Цюань-шу

Цюань-шу (китайский бокс)

Нэйцзя-цуань – это внутренние стили. Они возникли в эпоху династии Мин. В шаолиньском направлении цюань-шу большое внимание уделялось технике атаки (нападения). В противовес этим взглядам возникли новые принципы ведения боя: контроль противника (вашими движениями управляет противник; если вы расслаблены и спокойны, вы не противостоите силе, а обходите препятствия (защиту) подобно воде).

Основные школы внутренних стилей: тайцзи-цюань, синь-и-цюань, багуа-чжан, чан-цюань.

Вайцзя-цюань – внешние стили. Основные школы: чан-цюань (длинный кулак), шаолинь-цюань, чжа-цюань, бацзи-цюань, люхэ-цюань, юэши-лянь-цюань, пао-цюань, хуа-цюань, цзе-цзяо, фаньцзы, дуань-цюань (короткий кулак).

Основной приоритет стиля «короткий кулак» - защита. Большое внимание уделяется ударам локтями, коленями, голенью.

Стили дуань-цюань: дуань-да, мянь-чжан.

Стили, созданные во время правления династии Мин, могли иметь между собой значительные различия. Четкие и быстрые атаки, прыжки, резкие изменения уровня стоек и атак. Это основные отличия стилей чан-цюань.

Тайцзу чан-цюань: основателями стиля считается Сун Тайцзу и Чжао Куанинь. Стиль был создан как продиводействие стилям «короткого кулака». В нынешнее время в спортивном направлении присутствуют 5 таолу: без оружия, с мечем, копьем, палкой, саблей.

Нань-цюань (южный кулак): юн-чунь, школа тигра и журавля, цизу-цюань. История стиля нань-цюань длится более 400 лет. Это одно из самых массовых направлений в Китае. Основное отличие – это преимущество в технике рук. Стойки низкие и устойчивые. Также присутствует большое количество бросков и кувырков.

Сянсин-цюань (звериные или подражательные стили): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, богомола, журавля.

Цзуй-цюань (стиль пьяницы) имитирует движения пьяного человека. В стиле много ударов в падении.

Хоу-цюань (стиль обезьяны) основан на подражании обезьяне. Данный стиль практиковался в Шаолиньском монастыре. Существует несколько направлений данного стиля. Основные требования: твердость, податливость, легкость, проворство, ловкость, верткость, скорость, слабость, одухотворенность.

Танлан-цюань (стиль богомола) подражает движениям богомола. Делится на северное и южное направления. Создателем северного направления считается Ван Лан, живший в середине XVIII века в уезде Мо. Начинал он свои занятия в монастыре Шаолинь. Был небольшого роста и в схватках терпел поражения. Уйдя из монастыря в горы Эмэйшань, он увидел поединок богомола с цикадой, благодаря чему был создан стиль. В нем большое количество хватающих и виснущих приемов. Это позволяло компенсировать его физические особенности. В северном направлении различают пять основных школ.

Самым ярким представителем внешних стилей является Шаолинь-цюань, который возник в монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в провинции Хэнань (Чжэнчжоу), уезд Дэнфэн. История монастыря начинается с индийского монаха Бодхидхармы (VI век). Он создал первый комплекс “18 рук архатов» («архат» - последователь Будды, достигший просветления). Шаолиньский моностырь простоял до 1928 года. В 1928 году он был уничтожен пожаром, который длился 40 дней. Восстановлен только в 1970 году.

Ярким представителем северных стилей является Чжа-цюань. Его создание приписывают мусульманину Чжа Ми. Распространил данный стиль Ша Лян из уезда Гуансянь.

Основные внутренние стили

Багуа-чжан (пер. БаГуа – 8 Тригранн (базовый принцип «Книги перемен»)). Чжан – ладонь. Из этого видно, что в данном стиле применяются удары ладонью. Распространил этот стиль Дун Хай-чуань (1796-1880 гг.) из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Главной особенностью стиля является движение по кругу.

Стиль Синь-и-цюань. Этот стиль был создан на закате династии Мин и рассвете династии Цин; основателем считают Цзи Лунфэна. История стиля исчисляется тремя столетиями. Наибольшее развитие получил в провинциях Хэнань и Хэбэй. Имеет множество ответвлений. Этому стилю характерны подражания животным: тигру, обезьяне, дракону, змее, ласточке, ястребу. Подражали не движениям, а качествам этих животных: гибкость змеи, подвижность обезьяны, храбрость тигра. Большое внимание уделялось развитию тела, укреплению опорно-двигательной системы и скелета, а также координации всего тела. Движения четкие, ритмичные.

Тайцзи-цюань. Создание стиля можно приписать Чэнь Вантину из уезда Вань провинции Хэнхань. Он был известным военоначальником и после свержения династии Мин ушел в отставку. Для поддержания своего здоровья он создал новый стиль. Однако, созданный Чэнем стиль сначала называли Чан-цуань. В XVIII веке Ван Цзыньюэ основал на базе Чан-цюаня новый стиль, которому дали название Тайцзы-цюань («школа Великого Предела»). В философском обосновании школы появились понятия Инь и Ян. Это понятие взаимодействия всего сущего, это круговорот превращений. В разъяснениях было сказано: «Беспредельность и есть Великий Предел, а Великий Предел – это основа беспредельности». Все движения в Тайцзы-цюаню по кругу, одним плавным беспрерывным движением. Существуют пять разновидностей школы:

1. Стиль Чэнь, созданный Чэнь вантином. Он делится на два подвида: сяо-цюань-цюань (кулак алого круга) и да-цюань-цюань (кулак большого круга).

2. Стиль Ян, созданный Ян Лучанем.

3. Стиль У, созданный Цюань Ю.

4. Стиль У, созданный У Юйсянь.

5. Стиль Сунь, созданный Сунь Лутаном.

Внутренние стили относятся к Даосскому направлению. Местом возникновения традиционно считается гора Удан в провинции Хубэй. Поэтому это направление объединяют в Удан-пай.

Во всех стилях китайского Ушу присутствовало разнообразное холодное оружие. В средневековом Китае насчитывалось 108 видов холодного оружия (ножи, копья, мечи, палки и т.д.).

История китайского Ушу

Китайские единоборства (ушу, кунг фу) самые эффективные и обширные боевые искусства на земле. Стили исчисляются сотнями. История Китайского Ушу начинается 221-207гг. до н.э. В технике ушу (уи) есть разнообразнейшие направления ведения боя, такие как техника борьбы «цзюэди», рукопашный бой «шоубо», внутренние «нэй-цзя» мягкие стили и внешние «вай-цзя» жесткие направления.

После монгольского завоевания в 1279 г. боевые искусства были запрещены. Школы ушу были замаскированы под театр. Появились стили показательного характера. После изгнания монголов стали появляться и процветать в народе, так называемые, Лэйтай (поединки на помосте).

Переломным периодом в истории ушу стал 16 век, благодаря деятельности мастера и чиновника Ци Цзигуна по развитию и распространению ушу в армии.

В период правления династии Цин, которая удерживала власть с 1644 по 1911 гг. ушу практиковали в тайных обществах.

В 1911 г. в Циньдао и в 1919 г. в Шанхае были проведены чемпионаты Китая по ушу.

В 1917 г. в Пекине и в 1919 г. в Шаньдуне прошли всекитайские семинары по ушу.

В 1923 г. в Шанхае состоялась всекитайская спартакиада.

В 1928 г. в Китае образовалось центральное правительство. Вследствие, этого Лэйтай стал поддерживаться властями, стали проводиться поединки всекитайского масштаба.

В 1936 г. китайцы продемонстрировали ушу на Олимпиаде в Берлине.

В ноябре 1953 г. в Таньцзине прошла Первая Всекитайская Национальная спартакиада под покровительством коммунистической партии КНР.

В период «Великой пролетарской культурной революции» 1966-1976 гг. занимающиеся единоборствами (кунг фу, ушу) подвергались жестоким репрессиям.

1979 г. в Пекинском и Уханьском институтах физкультуры, а также Чжэцзянском спорткомитете были разработаны правила спортивного ушу.

С 1982 г. стали проводить всекитайские соревнования по саньшоу.

В 1982 г. прошли первые международные соревнования по спортивному ушу.

В 1991 г. в Пекине прошел Первый Чемпионат Мира по спортивному ушу.