Урок и требования к преподавателю в единоборствах (кунг фу, ушу).

Обучение любым физическим дисциплинам, единоборства не исключение, представляет собой сложный педагогический процесс, в котором используют разные методы физического воспитания.

Групповой урок является основой учебно-тренировочной работы. Необходимо иметь ясную цель и тему урока. Важно использовать разнообразные методики физических упражнений. Нужно помнить, что кроме совершенства технических навыков и умений нельзя забывать и о воспитательных задачах: дисциплина, правила поведения, уважение к учителю и товарищам по занятиям. Обязательными являются контрольные уроки, задача которых проверить уровень занимающихся, их физические и технические умения. Это помогает наметить дальнейшие планы и задачи на дальнейший период обучения. Перед каждым уроком преподаватель должен подготовиться и проверить свою готовность к занятию. Должен быть план занятия и дальнейшего развития группы. Например, при проведении занятия нагрузки должны повышаться постепенно как в отдельном занятии, так и в цепи занятий. В процессе обучения занимающиеся должны получать основные сведения по общим вопросам анатомии, физиологии, истории и теории. Например, общая подготовка состоит:

  1. Из дыхательного комплекса, цель которого подготовить организм к последующим нагрузкам.
  2. Из общефизических упражнений, цель которых проработать и увеличить специфическую выносливость и напряжения, характерные данному виду деятельности.
  3. Отработка и постановка базовых навыков школы (стиля) в воздух и на снарядах.
  4. Упражнения на гибкость и растяжку. Цель этих упражнений увеличить амплитуду и легкость при отработке технических приемов.

Далее следует основная часть: это отработка непосредственно техники школы в парах.

В этих упражнениях создаются условия для изучения приема или боевой связки. Оба партнера действуют согласно заданию. Более опытные ученики должны брать на себя роль преподавателя, подсказывая менее подготовленным товарищам.

Заканчивается занятие комплексом упражнений на стабилизацию функций организма, на его расслабление.

В этой статье я не углубляюсь во многие тонкости обучения: в методики построения одиночного занятия, в принципы обучения отдельному приему, исправлению ошибок, развитию скорости движений и быстроты двигательной реакции..

Достижение высоких результатов возможно при условии хорошо продуманных занятий, в которых используются наиболее эффективные средства и методики. Тренировочная работа должна строиться так, чтобы она решала не только технические задачи, но и общие задачи – улучшение здоровья, моральных и этических ценностей.

Хочу еще поделиться мыслями об организации занятий в группе. Число занимающихся в группе не должно превышать 20 человек. Один преподаватель не может уделить нужное внимание и качественно провести урок в группе более чем из 20 человек. Желательно, чтобы состав группы был примерно равным по физическому уровню развития. Смешанные в одну группу юноши и взрослые, физически сильные и слабые, особенно смешивание в одну группу мужчин и женщин не дает возможности проведения полноценных занятий. Разная физическая нагрузка создает неравные условия и приводит к тому, что сильнейшие чувствуют неудовлетворенность нагрузкой, а более слабые считают ее излишне большой. Это снижает интерес к занятиям и расхолаживает учеников. Смешанные группы мужчин и женщин особенно нежелательны. Различия в развитии мужского и женского организма появляются уже с 14 – 16 летнего возраста. Необходимы раздельные тренировки. При тренировках нужно повышенное внимание к постепенному увеличению нагрузок. Срок втягивания в интенсивные нагрузки у женщин больше, чем у мужчин. Мышечная сила у женщин значительно отстает от гибкости и координации. Так как в ходе занятий приходится давать значительные нагрузки на ноги, возникает перегрузка мышц бедра и тазобедренного сустава. В силу физиологических особенностей, женщины менее выносливы и менее приспособлены к длительным напряжениям. Нервная система менее устойчива, женщины быстрее возбуждаются и труднее приходят в состояние покоя. Восстановительные процессы проходят медленнее, чем у мужчин. Вместе с тем, благодаря меньшей возможности силовых проявлений и большей гибкости женщины проявляют большую плавность и мягкость движений, лучше воспринимают технику и, при одинаковых сроках обучения, чаще обгоняют мужские группы по технике.

Опираясь на опыт своей работы (более 25 лет), я уверен в том, что полноценные занятия в смешанных группах невозможны, конечно, если только это не полностью коммерческая школа, ориентированная на прибыль.